Корзина
37 отзывов
8 (800) 444-00-42
8 (800) 444-00-42
8 (800) 444-00-42
Общий
+79085737354
Илья (менеджер по продажам)
+79227000275
Борис (менеджер по продажам)
+79292734488
Максим (менеджер по продажам)
+79227230193
Отдел продаж тракторных запчастей

Немного истории: изобретение подъёмного крана

15.09.20

Подъемные механизмы с древности до современности.

 

С давних времен, самые ранние цивилизации, строя невиданные даже по современным масштабам шедевры зодчества, для поднятия строительных блоков могли использовать только чистую мышечную силу. Лицезрея таланты и возможности наших предков, просто нельзя поверить, что такое мог сотворить человек без вмешательства потусторонних сил. Недаром бытует мнение, что многие памятники архитектуры люди строили с помощью внеземного разума. 

 

Сегодня, даже при наличии суперсовременных подъемных машин, многие строительные работы из тех, что делали наши предки, нам повторить не под силу. 

 

К примеру, в храме Амон-Ра (крупнейший храмовый комплекс в Древнем Египте) на 23-метровых колоннах возлегают каменные блоки весом от 70 до 80 т. 

Или вот ещё одно произведение - колонна разрушенного храма Юпитера в Баальбеке. До наших дней чудом сохранились лишь шесть, которые и считаются самыми высокими во всем мире. Рядом с этими уцелевшими фрагментами человек чувствует себя маленьким и беззащитным. Ведь их высота достигает 19 метров. К тому же наверху ещё установлены и каменные блоки, вес которых более 100 тонн.

Но и это не было пределом возможностей зодчих прошлых веков – они поднимали и более тяжелые веса. Так, вторая по величине древнеегипетская пирамида Хефрена состоит из монолитных блоков весом более 425 тонн.  

Вообще, даже сложно представить, что цивилизации, технический прогресс которых находился в самом зачаточном состоянии, могли лишь собственными силами возводить столь грандиозные архитектурные сооружения. Учитывая, что сегодня для выполнения тех работ, которые совершали наши предки, нам пришлось бы использовать самые мощные современные краны, возникает вопрос, как же они могли поднимать столь впечатляющие веса без помощи сложных машин? На самом же деле, механизмы и устройства в их распоряжении присутствовали. Но, существенным отличием современных кранов от механизмов прошлого является то, что наши машины приводятся в действие с помощью энергии и топлива, а машины прошлого работали исключительно на людской силе. Так первый подъемный механизм был создан человеком более 5000 лет назад. По сути, механизмом как таковым его можно было назвать с натяжкой. На самом деле это были технические ухищрения, но довольно успешные.

 

Рычаги и пандусы

Самыми первыми техническими механизмами по подъему и перемещению грузов, к помощи которых стал прибегать человек, были рычаги и пандусы. Пандус представлял собою разновидность наклонной плоскости, по которой перемещение даже крайне тяжелых грузов становилось возможным. Механическое же преимущество рычага состоит в том, что за счет длины перекладины (рычага) требуется меньшее приложение силы для передвижения предмета.

Но, невзирая на то, что использование египтянами пандусов и рычагов давало им возможность поднимать большие веса на значительную высоту, количество рабочей силы для выполнения таких работ оставалось значительным. По оценкам историков, для построения одной пирамиды нужно было от 20000 до 50000 человек. 

Кран - шкив

Первое подобие кранов появляется в Греции примерно в конце шестого - начале 5-го века до нашей эры. Греки, стремящиеся к созданию огромных монументов и храмов, изобретают способ поднятия груза с помощью веревки и шкива, используя простой принцип - тянуть вниз всегда легче, чем поднимать. И постепенно, примерно в 4 веке до нашей эры, механическое преимущество шкива было увеличено за счет сочетания нескольких шкивов в блоке. К примеру, при использовании тройного шкива человек мог поднять уже не 50 кг, а 150 кг, а при использовании блока с пятью шкивами - 250 кг.

Лебедка

Еще одним новшеством способным поднять груз, стало создание лебедки. Механическое преимущество в ней создавалось путем кругового вращения веревки по оси барабана, что делало возможным поднимать грузы в 6 раз больше, чем способен сам человек.

Ступальное колесо

Но более мощным подъемным эффектом обладало ступальное колесо, впервые упоминаемое в летописях 230 года до нашей эры. Вплоть до второй половины 19 века именно оно оставалось важным элементом подъемных кранов. Ступальное колесо увеличивало человеческие возможности в 14 раз. И таким образом, один человек поднимал вес в 3,5 тонны. Некоторые портовые краны оснащались и двумя ступальными колесами, в которых двигалось одновременно 4 человека, что позволяло подымать веса до 14 тонн.

 

СРЕДНИЕ ВЕКА

Прекрасными образцами технической мысли средневековых инженеров являлись стационарные портовые краны. Они работали от силы ступального колеса. Впервые подобные краны появились в 13 веке во Фландрии (Голландия), о чем свидетельствует этот рисунок. 

Это были мощные сооружения, оснащенные не одним, а двумя ступальными колесами диаметром не менее 6,5 метров. Такая мощность необходима была не столько для поднятия огромных тяжестей, сколько для большей скорости. Ведь в порту ценилась скорость разгрузки и погрузки судов. 

 

СОВРЕМЕННОСТЬ

Сейчас современные поворотные краны могут поворачивать стрелу на все 360 градусов, то есть кран способен двигать груз не только по вертикальной оси, но и по горизонтальной. Большинство же кранов, используемых в средневековье, были способны перемещать грузы только вертикально. Так первый кран с возможностью горизонтального движения был описан в 1550 году в книге Георгиуса Агриколы, немецкого ученого, инженера, философа и историка эпохи Возрождения. Однако это была лишь задумка. А вот первый прототип подобного механизма был создан французским архитектором Клодом Перро только в 1666 году. Его кран имел сложную систему тросов, разматывающихся с помощью канатного барабана. 

 

Уже 19 век стал веком важных событий в деле усовершенствования подъемных кранов, подарив человечеству три важнейших нововведения. Первым, и одним из самых главных стало использования железа, как материала для создания сложных строительных и подъемных механизмов. Заменив деревянные конструкции, железные краны стали сильнее, надежнее и эффективнее. Первый чугунный кран появился в 1834 году и на то время он являлся вершиной инженерной мысли. Вторым изобретением стало создание в том же году более крепкого, железного троса, который пришел на смену легко рвущимся веревкам из натурального волокна. И, наконец, в 1851 году, с появлением парового двигателя это усовершенствование коснулось и производства грузоподъемных кранов.